'

"Мы едва не умерли от холода и голода": рассказы израильтян, сумевших покинуть Украину

Очевидцы рассказывают об огромных очередях на всех пограничных переходах страны

Вести - Ynet|
2 Еще фото
אלכס ליטובצ'יק, אשתו מרימה ושתי בנותיהם, אלה ואריאל
Алекс Литвинчик с семьей
Журналисты студии Ynet побеседовали в воскресенье, 27 февраля, с израильтянами, оказавшимися во время войны в Украине - каждый по своим причинам - и пытающимися вернуться в Израиль. Одним из них был Алекс Литвинчик, проделавший непростой путь из Одессы до пограничного перехода в Польшу, который продолжался 59 часов - в холод, мороз и практически без еды. Литвинчик проделал этот путь вместе с женой Мариной и двумя дочерьми - 12-летней Эллой и 4-летней Ариэль.
"Я работал практически на автомате, - вспоминает он. - Схватил чемодан и начал расшвыривать людей вокруг. Наконец мы добрались до шлагбаума. Я сказал пограничникам, что являюсь израильским гражданином и хочу выбраться отсюда. Украинский пограничник ответил: "Только твоя жена и девочки могут перейти границу, ты - нет. Ты гражданин Украины, а мужчин мы не выпускаем. Я продолжил настаивать, пока мне не дали пройти".
Алекс работает руководителем баз данных в крупной израильской фирме хай-тека. 10 дней назад они с семьей приехали в Украину, чтобы проведать родственников жены, и застряли там. Они должны были вылететь из Одессы в Тель-Авив еще в конце прошлой недели, но не смогли выехать с украинской территории.
"24 февраля, в 6 утра, в Одессе раздались первые взрывы, - вспоминает Алекс. - Все полеты были отменены. Мы отправились в путь на снятой машине. Ехали 30 часов, пока не добрались до украинско-польской границы. Был ужасный холод, минус 5 градусов, а мы были одеты не по погоде. В Одессе гораздо теплее, чем на Западной Украине. Мы начали замерзать и спасались каждый как может. Потом мы взяли такси, чтобы доехать последний отрезок пути до границы - 35 км. Была ужасная пробка, мы стояли без движения часами. Еды не было, вода почти подошла к концу. Деньги поменять было тоже негде, а спекулянты, поджидавшие на обочинах дороги, предлагали разменять валюту по грабительскому курсу".
Но Алекс не терял надежду. Он разменял 50 евро и купил немного провизии - по сумасшедшей цене. "Мы платили втридорога за все, включая плату за такси", - вспоминает он.
Границу Алекс с семьей пытались перейти дважды. "В первый раз в очереди было 1500 человек, во второй - уже 6000. Говорить было не с кем. Километры живой очереди, которая попросту не продвигалась. Украинцы как будто специально делали все очень медленно и не открывали границу, так что там переходили не более 1-2 человек в час. Мы провели там всю ночь, девочки начали замерзать от холода, у младшей поднялась температура. Мы просто не знали, что делать. Одолжили у водителя такси одеяло, надели на себя всю привезенную одежду, даже газетами прикрывались. На каком-то этапе мы начали терять надежду. Две ночи я просто не мог заснуть".
На украинской границе его поначалу пытались не пропустить, говоря, что у Алекса есть и украинское гражданство, поэтому он должен быть призван в армию. Но после долгих споров ему удалось убедить пограничников - и им дали пройти.
"На польской территории ожидание продолжалось, - рассказал Алекс, - это были ужасные дни, которые останутся у меня в памяти до конца жизни". Только на исходе субботы Алекс с семьей сумели добраться до гостиницы в Польше и в первый раз за несколько дней заснуть спокойно и в тепле.
2 Еще фото
אלכס אילדטוב
Алекс Идальтов
Израильтянин Алекс Идальтов также застрял в Одессе. В субботу утром он сумел обеспечить себе место в автобусе, организованном ХАБАДом для спасения нескольких десятков израильтян, и направлявшемся в Румынию. "Ощущения не из приятных, - вспоминает он. - Кажется, что третья мировая война - на пороге. Если бы не мои израильские родственники, возможно, мне бы так и не удалось выбраться из Одессы. С другой стороны, в самом городе ситуация была относительно спокойной, так что вся паника казалась немного преувеличенной", - говорит он.
В отличие от двух Алексов, оказавшихся в Одессе, Хаим с женой застряли в Киеве. "Нам удалось выбраться из города, и мы добрались до друзей, живущих в сельской местности в 40 км от украинской столицы. Остановившись там, мы поняли, что дороги в направлении границы небезопасны, а на самих пограничных пунктах выстроились огромные очереди. Мы решили немного переждать и находимся здесь уже три дня. В субботу утром мы проснулись под звуки взрывов в Киеве. Это было очень страшно, и теперь мы просто не знаем, что делать. С одной стороны, страшно покидать место, где мы чувствуем себя в относительной безопасности. Нас предупредили, что ситуация на пограничных пунктах ужасная и люди ждут там дни и ночи. Но с другой стороны - надо принимать хоть какое-то решение".
Анастасия Борисенко - израильтянка, оказавшаяся в начале войны в осажденном Харькове. Она рассказала, что всю минувшую ночь она слышала взрывы. "Четыре дня мы безвылазно сидим в доме и боимся выйти. В сети телеграм кто-то пытается организовать автобус для спасения израильтян. Мы с сестрой записались и надеемся на лучшее", - говорит она.
О происходящем на пограничных переходах можно судить и из этого видео, полученного "Вестями" с украинско-польской границы.