В Израиле рассказали, как дожить до 500 лет

Ученые добились значительного прогресса в исследованиях о продлении жизни. А некоторые лекарства от возрастных болезней, например диабета, заодно продлевают жизнь

Стареющее население. Фото: ingehogenbijl, shutterstock

Долголетие всегда было мечтой человечества. Люди веками представляли себе мир, в котором смогут жить вечно. Или, по крайней мере, умирать как можно позднее. Во вторник, 7 января 2020 года, в Израиле рассказали о сенсационном заявлении гендиректора Google: оказывается, люди могут жить до 500 лет. Этой идее посвящена статья в мужском журнале "Блейзер", выходящем на иврите.

Подключайтесь к Telegram-каналу "Вестей"

Израильские эксперты согласны, что человечество в целом стало жить намного дольше. Причиной тому малое количество войн, эффективные вакцины, достижения медицины и качество санитарных услуг. В Израиле в 2016 году средняя продолжительность жизни составила 84 года для женщин и 80 лет для мужчин.

За последние 100 лет длительность человеческой жизни существенно возросла, однако бессмертным еще никто не стал. Тем не менее многие ученые и компании исследуют тему замедления старения.

Впереди всех - Google, создавшая Calico - отделение, работающее над поиском путей продления жизни. Генеральный директор Google Ларри Пейдж даже заявил, что "нет причин, чтобы люди не доживали до 500 лет".

Борьба со старением

Старение - это, по сути, процесс изменения клеток. С годами они наполняются жиром, становятся менее эластичными. Их способность делиться сокращается, некоторые перестают функционировать или работают лишь частично. Кроме того, некоторые органы - особенно сердце, легкие и почки - теряют часть своих свойств. Именно поэтому с возрастом у человека появляется одышка после 10-минутной спортивной игры, в которую в детстве он мог играть часами.

Ученые обнаружили, что повреждение клеток происходит в результате деления. Каждая новая образованная при делении клетка получается менее функциональной. Поэтому многие современные исследования сосредоточены на попытках уменьшить деление клеток, чтобы продлить им жизнь. Так, ученые обнаружили, что скорость деления клеток во многом зависит от питания. Проще говоря, чем хуже питаешься - тем быстрее постареешь.

Когда клетка не получает пищи, она активирует другие метаболические пути, позволяющие ей дольше выживать без пищи.

Современные исследования занимаются вопросом, можно ли управлять этими вторичными путями без голодания. И решение уже есть: препарат Rapamycin влияет на механизм деления клеток и препятствует синтезу новых белков в условиях голодания. Лабораторные мыши, получавшие этот препарат, жили дольше и оставались здоровее, чем мыши, не получавшие рапамицина.

Вот только есть одна загвоздка (за исключением того, что опыты проводились на мышах): рапамицин сильно подавляет иммунитет. Язвочки во рту, инфекции и сжатие яичек - лишь некоторые из его побочных эффектов.

А еще, чем дольше мы живем, тем более смертельными становятся болезни, которыми в прошлом болели лишь немногие. Одна из них - болезнь Альцгеймера - сегодня убивает все больше людей просто потому, что мы стали жить дольше.

До сих пор не ясно, чем вызывается болезнь Альцгеймера. Накапливание в мозге белкового вещества (бляшки) наблюдается у всех пациентов с болезнью Альцгеймера, но не каждый, у кого есть такая бляшка, заболевает. Уже известно, что определенные белки предотвращают развитие такой бляшки в синапсах (связывающих нервы каналах) в головном мозге, и ведущие исследования посвящены поискам этих белков и пониманию их функции.

Другое заболевание - это диабет, и число больных им выросло во всем западном мире - как из-за неправильного питания, так и из-за увеличения продолжительности жизни. Например, в Израиле более 20% людей старше 65 лет болеют диабетом.

В ходе исследований был создан препарат Metformin, который влиял не только на уровень сахара в крови, но и на замедление старения. Препарат оказался настолько эффективным, что получавшие его диабетики смогли прожить дольше, чем здоровые люди, не принимавшие его. Другой антидиабетический препарат - Acarbose - также успешно продлил жизнь, правда пока только мышам.

Выгодно ли долголетие?

У долголетия есть и другие "побочные эффекты", которые нам пока не дано оценить. Например -  постоянный рост процента взрослого населения и необходимость содержать его за счет налогов, взимаемых с молодого поколения, которое, в свою очередь, сокращается.

Означает ли долголетие, что пожилым придется работать до поздней старости? А государству - изыскивать средства для его поддержки и лечения?

Есть и проблема демографического взрыва. В мире и так огромная плотность населения, создающего тяжелое бремя для окружающей среды. Загрязненная экология, глобальное потепление, нехватка воды, жилых и сельскохозяйственных площадей - все это будет увеличиваться по мере роста населения.

Так стоит ли доживать хотя бы до 120, как желают нам каждый день рождения? Ведь это ж какая нагрузка на нашу экосистему?!

Хотя... Пока в каждое исследование о долголетии инвестируется море денег, способ жить дольше найдется не скоро. Возможно, тем временем стоит поискать другие планеты для долгих лет жизни на них?

В сокращении. Подробности на иврите читайте здесь