Фото: Ран Цабри

Впервые: в Израиле спасли больного от ампутации уколом вируса

Новый вид лечения спас ногу молодому человеку. Впервые больному с инфицированной раной ввели вирусы-бактериофаги, которые атаковали микробов, и пациент выздоровел

Пациент на своих ногах после введения бактериофагов. Фото: Ран Цабри

Первым пациентом, к которому применили новый метод, стал 42-летний мужчина с инфицированной раной ноги. Он получил ее во время ДТП. Сначала больной проходил лечение в ортопедическом отделении больницы. Для спасения ноги уже были сделаны несколько операций, но микроб, заразивший рану, был акинетобактерией Баумана, устойчивой ко всем известным антибиотикам.

Заражение могло стоить больному жизни, и его единственным шансом на выживание была ампутация ноги.

Однако группа врачей и ученых решила не сдаваться и применить новый метод - введение вирусов-бактериофагов.

Этим методом в Израиле впервые воспользовались профессор Ран Нир-Паз из инфекционного отделения больницы "Хадасса" и микробиолог доктор Ронен Хазан со стоматологического факультета Еврейского университета. В эксперименте также участвовали заведующий инфекционным отделением профессор Алон Мозес и его сотрудники. Ученые связались с американскими коллегами, уже имевшими опыт клинического применения бактериофагов, и получили от них культуры вирусов для лечения больных.

Коллектив врачей и ученых, спасших больного. Фото: Ран Цабри

Две недели назад пациенту ввели в вену культуру бактериофагов. Через несколько дней рана зажила, больной начал ходить и даже отпросился домой на выходные. В ходе лечения исследователи изучали скорость уничтожения микробов бактериофагом.

Бактериофаги побеждают любые инфекции

В последние десятилетия все чаще встречаются инфекции, устойчивые к антибиотикам, поэтому не всегда врачи могут помочь больным. Решением проблемы может стать использование бактериофагов - вирусов, атакующих только определенные виды микробов.

В отличие от антибиотиков, бактериофаги уничтожают только конкретные микробы и не вредят полезным бактериям из микробиома кишечника.

Вирусы-бактериофаги имеют головку и хвостик. Хвостик помогает им проникнуть в бактериальную клетку и ввести туда свою ДНК, которая хранится в головке. После этого зараженный бактериофагом микроб начинает усиленно производить его копии.

Размножение вируса постепенно выводит из строя механизмы бактериальной клетки, и бактерия погибает. Бактериофаг поражает не все бактерии подряд, а только отдельный их вид, специфический для данного вируса.

Большим плюсом бактериофагов по сравнению с антибиотиками является то, что их ДНК можно корректировать, это позволяет преодолеть устойчивость к ним микробов. Поэтому можно очень точно подобрать индивидуальный метод лечения инфекций.

Ранее бактериофаги использовались лишь в нескольких больницах Восточной Европы без должного контроля, но успешное применение в США по западным протоколам привлекло внимание органов здравоохранения и исследовательских лабораторий к этому методу лечения.

После многолетнего исследования, в ходе которого были выделены новые виды бактериофагов и проведены успешные испытания на лабораторных животных, было решено применить это средство в лечении людей.

Ученые со всего мира выяснили, что планета прямо кишит бактериофагами: их обнаруживали в канализационной воде, в грунте, в море и даже в кишечнике человека и животных. Это – наиболее распространенная группа вирусов и самый многочисленный живой организм: число бактериофагов на Земле исчисляется триллионами триллионов.

Будущее в использовании бактериофагов

В настоящее время израильские ученые заняты разработкой дополнительных бактериофагов, которые эффективны против других микробов. По словам доктора Хазана, бактериофаги могут победить изменчивых микробов, чего не позволяли сделать обычные антибиотики.

Профессор Нир-Паз полагает, что сфера применения бактериофагов станет обширной: помимо медицины есть возможность их использовать в сельском хозяйстве, ветеринарии и переработке сточных вод.

Впервые опубликовано на сайте Ynet. Перевод: Даниэль Штайсслингер