Мухи-дрозофилы

Израильские ученые нашли новый способ лечения алкоголизма, наблюдая за мухами

Как выяснилось, самцы мух, лишенные секса, топят горе в cпиртном

Мухи-дрозофилы. Фото: shutterstock

Изучение плодовых мух (дрозофилов, Drosophila melanogaster) помогло израильским ученым понять глубокие эволюционные корни алкоголизма, а также создать основы новой методики лечения этого заболевания.

Исследование, которые проводили ученые университета Бар-Илан д-р Галит Шохат-Офир и Шир Зер-Криспил совместно с коллегами из США, подтверждает известную идею о том, что организм постепенно приобретает устойчивость к этанолу, изобретая химические "контрмеры", уменьшающие силу действия алкоголя и позволяющие нервным клеткам нормально функционировать. При этом, когда этанол отсутствует в организме, адаптации остаются на месте и нарушают работу нервной системы, что проявляется в виде симптомов похмелья.

В ходе трехлетнего научного эксперимента, результаты которого опубликованы в авторитетном журнале Current Biologу, ученые проверяли, как алкоголь отражается на когнитивных способностях плодовых мух и как его наличие или отсутствие отражается на состоянии клеток их нервных центров.

Объясняя, почему для эксперимента были выбраны именно дрозофилы, ученые сообщили, что эти насекомые имеют репутацию "законченных алкоголиков" из-за своей любви к перебродившим фруктам. Причем процесс развития личинок напрямую связан с потреблением алкоголя.

Авторы исследования. Фото: Хен Дамари

По словам д-ра Шохат-Офир, у животных есть две цели в жизни – выживание и размножение. Система восприятия удовлетворения в мозгу стимулирует поведение, способствующее выживанию и размножению, - питание, питье, копуляцию и заботу о потомстве, в результате чего животное стремится заниматься этим снова и снова.

Природа вознаграждает мух за успешное размножение

Авторы исследования утверждают, что механизмы естественного удовлетворения аналогичны и у мух, и у людей. По словам ученых, природа вознаграждает дрозофил за успешное размножение, вызывая повышение уровня нейропептида (белковоподобной малой молекулы) типа F в мозгу. У самцов, не ведущих половую жизнь, уровень этого вещества снижен, и они предпочитают альтернативные стимулы, например алкоголь.

Предыдущее исследование д-ра Шохат-Офир, проведенное 6 лет назад, выявило, что дефицит нейропептида F в мозгу самцов, отвергаемых самками, побуждает их употреблять больше продуктов, содержащих алкоголь.

При изучении дрозофил были выявлены сложные формы поведения. Несмотря на малые размеры, эти насекомые в состоянии перерабатывать большие объемы информации, начиная от параметров своего полета, объектов и источников опасности и заканчивая взаимодействием с другими особями. Механизм этой переработки пока не понятен ученым.

Израильские ученые считают, что механизмы получения удовлетворения у высших и низших животных достаточно сходны, поскольку речь идет о базовых механизмах выживания. Наркотики и спирт воздействуют на те же механизмы удовлетворения, поэтому от них может выработаться зависимость.

Пептид, характеризующий степень удовлетворения, обнаруживается и в мозгу дрозофилы, и млекопитающих, включая человека. При его низком содержании люди страдают депрессией и посттравматическим синдромом.

Анализ механизма удовлетворения у дрозофилы позволяет понять, как мозг человека реагирует на природные стимулы и на наркотические вещества, включая спиртное, и выявить механизмы развития зависимости от него – алкоголизма.

По мнению ученых, внутреннее состояние животного влияет на то, как воспринимаются стимулы, и на мотивацию к поискам источников дополнительного удовлетворения, например алкоголя. Процесс удовлетворения можно метафорически представить как заполнение некоторой емкости. Нейропептид F служит "поплавковым индикатором" степени удовлетворения, при снижении его уровня возрастает мотивация к поискам источников "заполнения емкости".

Можно предположить, что степень риска развития алкоголизма или наркомании зависит от "размеров емкости", то есть от чувствительности индивида к изменению уровня удовлетворенности.

Подготовил Даниэль Штайсслингер