Фото: shuterstock

Возможно ли, что химиотерапия вызывает повторный рак: научный спор в США и Израиле

Новые исследования, проведенные за рубежом, могут перевернуть привычные представления о том, как надо лечить рак. В Израиле тоже изучают эту тему

Большинство смертельных случаев при раке вызывается не самой опухолью, а метастазами, которые образуются при попадании ее клеток в лимфатические узлы. Более того, они могут пойти в рост уже после удаления первичной опухоли..

Ученые из медицинского колледжа им. Альберта Эйнштейна в Yeshiva University (США) во главе с профессором Джорджем Караяннисом задались вопросом: что способствует распространению метастазов?

Они провели опыты на мышах, которым пересадили клетки человеческого рака груди. Оказалось, что те проникают в кровь и лимфу в месте контакта трех видов клеток – раковых, сосудистого эндотелия и одного из видов лейкоцитов. Оно получило название TMEM.

С помощью особой аппаратуры ученые установили, что химиотерапия перед операцией увеличивала количество TMEM и облегчала проникновение опухолевых клеток через стенки сосудов. Причем чем агрессивнее была химиотерапия, тем негативнее был этот эффект.

Результаты исследований профессора Караянниса были опубликованы в научных журналах Science Signalling и Cancer Discovery.

Что говорят врачи в Израиле?

Заведующая онкогинекологическим отделением больницы "Ихилов" профессор Тамар Сафра сначала выразила удовлетворение открытием биологического механизма метастазов. Но затем сказала, что нужны дополнительные исследования. По ее мнению, вывод Караянниса  о вреде предоперационной химиотерапии расходится с другими научными данными.

Предоперационная "химия" при раке груди стала широко применяться в 2000-х ради того, чтобы сохранить женщинам грудь или хотя бы бОльшую ее часть. Среди ученых были споры о том, как это отразится на шансах выживания. Исследования показали, что при полном исчезновении опухоли в результате "химии" женщины жили не меньше, а наоборот - дольше. То же было при раке яичников. "Так что полученные результаты надо считать предварительными и продолжить изучение вопроса", - добавила профессор.

С ней согласен и  профессор Гиль Бар Села, заместитель заведующего онкологической клиникой больницы "Рамбам". "Эффективность химиотерапии подтверждена многочисленными исследованиями во всем мире", - говорит он. К тому же опыты велись на животных, а у людей результат может быть иным, подчеркивает ученый.

"Скажу больше. При разных опухолях предоперационная химиотерапия действует по-разному. При раке желудка и прямой кишки она явственно продлевает больным жизнь. Ведь химиотерапия не только задерживает распространение раковых клеток – она еще и убивает их", - вот слова профессора.

А как насчет других методов - например, биологического лечения рака?

Исследования последних лет ставят под вопрос не только предоперационную химиотерапию, но и другие методы онкологии - например, биологическую терапию.

Профессор Юваль Шакед из хайфского Техниона провел эксперимент. На культуры раковых клеток воздействовали плазмой крови больных до и после химиотерапии. Во втором случае клетки сильно активизировались и стали более агрессивными.

Почему это происходит? Противораковое лечение воздействуют не только на опухолевые клетки, но и на организм в целом, вызывая гибель здоровых клеток, говорит ученый. Организм включает механизм регенерации для устранения ущерба, но им пользуются также и клетки опухолей. Профессор опубликовал  в журнале The Journal of Pathology статью, в которой указал: даже узконаправленная биологическая терапия, обязанная убивать только раковые клетки, запускала механизмы регенерации.

Опыты профессора Шакеда показали, что все виды противоракового лечения повышают уровень фермента лизилоксидазы. Он укрепляет здоровую соединительную ткань, к которой крепятся выжившие раковые клетки.

Что же делать? Лечить по-новому

Профессор Шакед не предлагает полностью отказаться от химиотерапии. Она доказала свою эффективность, а с побочными эффектами, стимулирующими рост раковых клеток, надо  бороться. Например, разработать вещества, подавляющие активность лизилоксидазы, и давать их больным во время химиотерапии.

Другим подходом может стать переход на метрономическую химиотерапию. Обычная химиотерапия подразумевает сеансы с получением больших доз препаратов, с обязательными перерывами – чтобы дать организму восстановиться. Проблема в том, что вместе с организмом восстанавливается и опухоль. При метрономической химиотерапии малые дозы препаратов даются в течение длительного времени.

Эффективность такого подхода доказана. Он позволит превратить рак в хроническую болезнь, подобную диабету, с которой можно долго жить, постоянно принимая лекарства.

Но говорить о широком внедрении такой методики рано – она находится лишь в стадии испытаний.

Вернуться на главную страницу