Открытия
Photo: from the study
Photo: from the study

Сенсационное открытие: обнаружены потомки древних ханаанеев

Народ, считавшийся вымершим, на самом деле продолжает жить по соседству с Израилем

Один из останков ханаанеев. Фото взято из исследования.

Британским ученым удалось вычленить и расшифровать геном ханаанеев – древнего семитского народа, населявшего северную часть Эрец-Исраэль, а также территорию современных Ливана, Иордании и Сирии. В научной литературе их также называют финикийцами.

Согласно данным исследования, которое полностью опубликовано в журнале American Journal of Human Genetics, при сопоставлении генома древних ханаанеев с геномами 99 современных жителей Ливана с высокой степенью точности выяснилось, что ханаанеи не вымерли и не ассимилировались, а стали предками современных ливанцев.

По словам одного из исследователей – Марка Хабера, ханаанеи произошли от смешения людей, поселившихся в сельской местности региона в период неолита, и мигрантов, прибывших с Востока 5000 лет назад.

У современных ливанцев, продолжает ученый, в геноме присутствует 90% генетического материала ханаанеев, а остальные 10% составляют другие евразийские компоненты, что может быть связано с пришлыми завоевателями: ассирийцами, персами и/или македонцами.

Напомним, что ханаанеи создали культуру, влияние которой распространилось далеко за пределы Ближнего Востока. По одной из версий, именно они создали первый алфавит.

Ханаанские моряки еще до финикийских времен наладили поставки олова с Британских островов в Восточное Средиземноморье. Это обеспечило стабильное производство оловянистой бронзы - лучшего из вариантов состава этого сплава.

Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды. Само слово "Ханаан" означает "страна пурпура".

Ханаанеи создали множество колоний на берегах Средиземного моря, самая известная из которых - Карфаген.

Основным их занятием была торговля, составлявшая столь важную часть жизни ханаанеев, что в древнем иврите слово "хананей" стало означать "купец" - именно такое значение оно имеет, например, в Притчах царя Соломона 31:24.

ТАНАХ рисует ханаанеев в отрицательном свете - как воплощение идолопоклонства и распутства. Авраам и Ицхак запрещали своим сыновьям брать в жены ханаанеянок (Быт. 24:3; 28:6).

Согласно ТАНАХу, земли Ханаана были заселены потомками Хама. Что стало с ханаанеями впоследствии - этот вопрос оставался открытым. Высказывалось даже предположение, что они массово влились в еврейский народ.

Материалом для анализа, проведенного в институте Wellcome Trust Sanger в Хинкстоне (предместье Кембриджа), стали окаменелые останки пятерых ханаанеев, живших на территории современного ливанского города Сидон (Сайда) около 4000 лет назад. Из них удалось вычленить ДНК.

Один из останков ханаанеев. Фото взято из исследования.

Согласно разным гипотезам, смешение евразийцев и ханаанеев происходило в интервале от 3800 до 2200 лет назад.

Вернуться на главную страницу