Авивит Бар Зоар. Фото: пресс-служба Флормар

Знаменитая израильтянка призналась, что болела необъяснимым повышением температуры

Почему врачи до сих пор не всегда знают, как диагностировать средиземноморскую лихорадку

Авивит Бар Зоар. Фото: Даниэль Альстер

Звезда реалити-шоу Авивит Бар Зоар неожиданно для своих поклонников рассказала в интервью, как болела в детстве странным недугом. Из-за него девочка вынуждена была все время сидеть дома. "Зато я смотрела, как мама готовит и печет, и тоже научилась этому", - говорит Авивит.

Но что же это за болезнь и насколько часто она встречается?

Тысячи израильтян, в основном восточного происхождения, страдают от этой болезни. Ее трудно диагностировать, а симптомы сильно усложняют жизнь.

Речь идет о средиземноморской лихорадке ("кадахат ям-тихонит") - болезни, передающейся наследственным путем. Симптомы - внезапное повышение температуры, сопровождающееся воспалительными явлениями в желудке, в области грудной клетки и суставах.

Чаще всего болезнь проявляется в детстве, до 10 лет. В редких случаях лихорадка может появиться и во взрослом возрасте.

Между приступами болезни, которые могут длиться от нескольких часов до 4 дней, больные не испытывают никаких проблем со здоровьем.

Одним из самых частых симптомов являются острые боли в животе во время приступов. Некоторые больные жалуются на рвоту и расстройство кишечника. У других вдобавок ощущаются боли в груди, которые усиливаются во время дыхания.

В очень редких случаях средиземноморская лихорадка приводит к воспалению сердечной оболочки - это случается примерно в 3% случаев, но проходит без постороннего вмешательства.

Сегодня известно, что причиной заболевания ребенка является наличие гена у обоих родителей. В некоторых этнических группах этот ген встречается у каждого пятого, чаще всего - у евреев из Ирака и Северной Африки.

Некоторым пациентам назначают лечение антибиотиками, но в целом считается, что в них нет необходимости.

Безвременник. Фото: shutterstock

Лекарство из растения безвременник

До начала 1970-х все попытки лечения средиземноморской лихорадки были безуспешными.

В 1972 году американский врач обнаружил, что несколько больных подагрой страдали от необъяснимого повышения температуры. Врач заметил, что препарат "Колхицин" помогает в борьбе с этим явлением.

Препарат, получаемый из цветов растения безвременник, задерживал распространение воспаления и другие процессы, провоцируемые высокой температурой. Надо отметить, что лечение не помогает во время самого приступа, но зато может его предотвратить.

Благодаря этому лекарству удается также избежать осложнений на почки, поэтому в последние десятилетия практически нет больных лихорадкой, которым бы приходилось прибегать к диализу.

Больные страдают без диагностики

В 1997 году две группы исследователей из США и Франции обнаружили ген, который отвечает за проявление болезни. Он стимулирует выработку агрессивного белка под названием "серум амилоид А". У больных средиземноморской лихорадкой этот белок остается в разных органах и наносит ущерб их функционированию.

Еще один белок, который обнаружили не так давно ученые, это криопирин. Его действие до сих пор до конца не понятно, но известно, что он играет важную роль в иммунной системе человека и, очевидно, является частью воспалительных процессов.

До сегодняшнего дня были обнаружены 40 мутаций гена, который отвечает за производство белка криопирина.

У большинства израильтян, страдающих от средиземноморской лихорадки, были обнаружены пять мутаций из существующих.

Но, очевидно, источник болезни не только генетический: исследователи утверждают, что существуют дополнительные факторы, влияющие на развитие болезни.

Невзирая на собранные знания о болезни и генетических причинах ее возникновения, диагностика осуществляется на основании жалоб пациента. И хотя сегодня можно проверить почти все существующие генетические заболевания, часто именно жалобы больного могут помочь определить с высокой вероятностью причину заболевания и назначить верное лечение.

Подробности на иврите читайте здесь