Шашечница ацентрия. Фото: Владимир Лухтанов, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия

Новый вид бабочек в Израиле назван псевдонимом ученой-репатриантки

Российский биолог Владимир Лухтанов совершил открытие в Израиле и увековечил в названии бабочки имя выпускницы Еврейского университета Анастасии Новиковой, которая помогала российским ученым

Последний раз новую бабочку на территории современного Израиля выявили 109 лет назад. В 1908 году баварский биолог Ханс Фрусторвер обнаружил в Иерусалиме новую бабочку, названную Melitaea phoebe (Шашечница Феба). С тех пор более века считалось, что в нашей стране живут 140 видов бабочек. Теперь их стало больше.

Шашечница ацентрия. Фото: Владимир Лухтанов (CПбГУ,  Россия(
Шашечница ацентрия. Фото: Владимир Лухтанов (CПбГУ, Россия(

Когда биологи обнаружили на Хермоне небольшого представителя семейства нимфалид (Nymphalidae) шашечницу персидскую (Melitaea persea), их удивлению не было предела. Основной ареал обитания этой бабочки - к югу от Кавказа, в том числе Персия, а также Афганистан, юг России, Турция, Ливан. Но оказалось, что бабочка - не персиянка, а неизвестный доселе вид чешуекрылых. Честь идентификации принадлежит ученому Санкт-петербургского государственного университета, эволюционному биологу профессору Владимиру Лухтанову.

.

Шашечница ацентрия. Фото: Владимир Лухтанов (СПбГУ, Россия)

Лухтанов побывал в Израиле еще студентом. Сейчас к нему присоединилась выпускница Еврейского университета, ныне  докторант Анастасия Новикова. Российский ученый с группой исследователей при помощи израильтянки объехал густонаселенную, но относительно небольшую зону, где нашли много интересного. Лухтанов рассматривал возможность новой классификации по органам размножения, в частности, по коготкам, примыкающим к половым органам. Так и было определено, что бабочка с Хермона - новый вид.

Следующий этап - анализ ДНК. Лухтанов использовал метод "анализа штрих-кода", где сравнивают относительно короткие цепочки ДНК уже известного и идентифицируемого с помощью метода видов. В большинстве случаев ДНК берется не из ядра клетки вида, а из митохондрии, энергетических станций клетки, окисляющих органические соединения. В случае новой бабочки анализ подтвердил, что она действительно только внешне похожа на Melitaea persea, представляя собой отдельный вид нимфалиды. Эволюционный анализ показал, что новая бабочка может считаться связующим звеном между двумя другими видами - персидским и ливанским.

.

Исследовательская группа. Фото: В. Лухтанов (СПбГУ)

Лухтанов дал своему открытию имя Melitaea acentria, использовав "смесь" из греческого префикса а-, означающего "не", и латинского корня, означающего "центр". Оно подходит новому виду с ограниченным ареалом обитания далеко от родных мест его сородичей. Но истинная причина заключается в том, что Ацентрия - это псевдоним Насти Новиковой в социальных сетях еще с первых курсов университета. Сама героиня признается, что никак не ожидала такой чести.

Образцы новой бабочки пока выставлены только в Санкт-Петербурге. Но в ближайшее время они появятся в Израиле и станут частью экспозиции музея природы Тель-Авивского университета.