Наука
Лейб и Хокинг. Фото: gettyimages

Как появилась Вселенная - Стивен Хокинг против израильского профессора

Ави Лойб и двое его коллег поставили под сомнение правильность теории "космической инфляции". Хокинг и 32 других ученых ответили возмущенным письмом

Бой за космологию: Стивен Хокинг и 32 других ученых написали письмо в ответ на статью, опубликованную в Scientific American, в которой предложено рассмотреть альтернативные теории развития Вселенной.

Британский ученый Хокинг, всемирно известный ученый, поддерживающий бойкот Израиля, является сторонником так называемой "инфляционной модели". Эта теория пытается объяснить развитие вселенной на ранних стадиях после Большого взрыва.

Но три физика - израильско-американский ученый Ави Лойб (Avi Loeb, אבי לוייב), Анна Иджас (Anna Ijjas) и Пол Стейнхардт (Paul Steinhardt) - заявили в своей статье, что другая теория, Большого отскока (Big Bounce), обеспечивает лучшее объяснение космологических наблюдений.

Теория Большого отскока - космологическая гипотеза формирования Вселенной, вытекающая из циклической модели, то есть такой интерпретация Большого взрыва, согласно которой возникновение нашей Вселенной стало результатом распада некоей "предыдущей" Вселенной.

Лейб и Хокинг. Фото: gettyimages

Хокинг и его коллеги не согласны. "В своих утверждениях эти трое ученых отвергают не только исследования всех авторов этого письма, но и многих других в научном сообществе", - написали они в журнал.

"Кроме того, как показали результаты работы некоторых видных ученых, можно не только обнаружить космическую инфляцию, но она проверена в большом количестве исследований - и до сих пор эта теория себя оправдала", - продолжают авторы послания.

В Time пишут, что Лойб, Иджас и Стейнхардт разочарованы письмом ученых. "Мы твердо убеждены, что в здоровом научном сообществе могут быть разногласия, поэтому мы отвергаем утверждение, что указывая на проблемы определенной теории, мы тем самым якобы отвергаем работу всех тех, кто разработал теорию космической инфляции", - прокомментировали ученые.

Космическая инфляция - гипотетический физический процесс, который проходил во вселенной в первые доли секунды после Большого взрыва. За это время Вселенная претерпела процесс быстрого расширения. Теория космической инфляции предполагает период ускоренного по сравнению со стандартной моделью горячей Вселенной расширения. Эта модель была разработана, чтобы решить некоторые проблемы, которые стандартная модель Большого взрыва не могла объяснить.

Израильский ученый и его коллеги утверждают, что недавние астрофизические измерения, в сочетании с теоретическими проблемами, "вызывают сомнения в этой модели, поэтому нужны новые идеи".

55-летний Ави Лойб (в российских источниках его нередко называют Лоэб) родился в мошаве Бейт-Ханан. Образование получил в Еврейском университете Иерусалима. Он профессор теоретической физики и астрофизики, среди прочего, он возглавляет отдел астрономии в Гарвардском университете. Он автор многочисленных книг и статей, в том числе переведенных на русский язык.